Выпуском ковролина занимаются уже очень многие производители. О клубе | Календарь | Новости | Объявления | Результаты | Участники | Библиотека
ПКТ
Петроградский клуб туристов
Санкт-Петербург,  Каменноостровский пр, 42, к. 406

Главная страничка -> Календарь - >
УТВЕРЖДЕНО
Правлением Петроградского Клуба туристов
╚    .╩  октября 1999 г.

Методические указания

по организации, проведению и судейству соревнований по туристскому многоборью (горный туризм) 1999-2000 г.

 

1 Страховка и обеспечение безопасности

1.1  Все участники, находящиеся на дистанции, должны быть обеспечены верхней страховкой, если это не оговорено особо. Количество участников, которым на каждом конкретном этапе обеспечивается судейская страховка, оговаривается в Условиях на дистанцию. Дистанция соревнований  могут включать отдельные участки, на которых не требуется организация страховки или самостраховки, что также оговаривается в Условиях.
1.2  Организацию страховки и самостраховки  при прохождении дистанции разрешается осуществлять только через соответствующие пункты, оборудованные службой дистанции. Страховку только и непосредственно через карабин, закрепленный на данном пункте, если иное специально не оговорено в Условиях на дистанцию.
1.3  На сдвоенных судейских перилах может находиться любое количество участников, на локальном участке одинарных перил - один. Судейские точки страховки из сдвоенной веревки в пунктах страховки, контрольных пунктах и пр. Разрешается  использовать для любого количества элементов. Иные требования по использованию петель (крючьев) могут оговариваться в Условиях (на дистанции или соревнований).
1.4  Страховочные веревки и самостраховки крепятся, фиксировано к самостраховочной системе только спереди (выше центра тяжести участника). Судейская страховка - на отдельном личном карабине.
1.5  Запрещается соединять концы  страховочного пояса или системы карабином.
1.6  Подъем и спуск ╚пострадавшего╩ с сопровождающим  осуществляется с использованием не менее трех  командных веревок: либо на одинарной грузовой веревке плюс две страховочные веревки (пострадавшему и сопровождающему), либо на двойной грузовой веревке, связанной вместе узлом в районе контроля сопровождающего участника плюс страховка одинарной веревкой, Кроме того ╚пострадавший╩ обеспечивается  судейской страховкой. Необходима также блокировка этих участников в системе страховки (самостраховки).
1.7  Навесная переправа должна быть организована из основных веревок, с использованием для нагружения и самостраховки не менее двух независимых ветвей, при обрыве одной из которых вторая остается в рабочем состоянии. Допускается использовать одну веревку как транспортировочную, а вторую для самостраховки. Переправляющийся участник должен быть обеспечен верхней судейской страховкой и иметь веревку, связывающую его с берегом, для оказания командной помощи в случае необходимости.
1.8  При круто наклонных переправах, что обязательно должно быть оговорено Условиями проведения соревнований, допускается спуск (подъем) участников проводить на одинарной веревке. Переправляющийся участник должен быть обеспечен верхней судейской страховкой.
1.9  При нарушении пунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 команде штраф не начисляется, а она предупреждается о необходимости исправить ошибку; при отказе от исправления команда снимается с дистанции.
 

2 Снаряжение

2.1  Снаряжение команд  должно быть осмотрено и допущено к применению на соревнованиях технической комиссией.
К снаряжению, подлежащему осмотру, относятся все элементы страховки и самостраховки: веревки основные, страховочные пояса и беседки, (самостраховочные системы) и элементы их блокировки, самостраховки, удлинители, карабины и  т.д. а также защитные каски.
2.2  Снаряжение, используемое при прохождении дистанции вместе с допуском технической комиссии, должно быть предъявлено перед стартом судье при участниках.
2.3  К снаряжению предъявляются следующие требования:
2.3.1  Основная веревка должна иметь разрывное усилие не менее 1600 кг.
2.3.2   Все элементы страховки, самостраховки и блокировки должны быть выполнены из основной веревки или равнопрочного ей материала. Длина самостраховки не более 1,5 метров, если иное не оговорено в Условиях на дистанции. Если участник был выпущен на дистанцию с соблюдением этих правил, но в ходе выступления произошло их нарушение (например, перетерлась блокировка самостраховочной системы, и участник сблокировал ее веревкой не соответствующей требованиям пункта 2.3.1 или использует для самостраховки вместо основной веревки, взятую для вспомогательных целей и т.д.) то участник предупреждается о необходимости исправить нарушение, а при отказе от исправления команда снимается с дистанции.
2.3.3   Защитная каска должна быть прикреплена к страховочной системе. При ее утере движение участника и на участке дистанции над ним останавливается до возвращения каски. При невозможности ее возвращения без нарушения Правил или Условий соревнований команда снимается с дистанции.
2.3.4   Все карабины должны быть с муфтой, за исключением карабинов, жестко прикрепленных к рюкзакам, лесенкам и др.
2.3.5    Страховочные рукавицы должны быть брезентовые. С разрешения  технической комиссии или заместителя главного судьи по безопасности допускается применение рукавиц из других материалов.
2.3.6    Длина оттяжек и лесенок не более 1,5 метров.
2.3.7    Все нестандартные устройства, используемые в системе страховки, самостраховки, транспортировки ╚пострадавшего╩ и при движении на переправах должно быть продублировано стандартным снаряжением. Применение самосбрасывающихся элементов и саморазвязывающихся узлов не допускается (если иное специально не оговорено в Условиях на дистанции). При нарушении команда предупреждается о необходимости исправить ошибку, а при отказе от исправления - снимается с дистанции.
2.4  Контрольный груз.
2.4.1  Вес контрольного груза определяется Положением или Условиями соревнований. Контрольный груз выдается команде судейской коллегией.
2.4.2  Контрольный груз транспортируется в отдельных (от снаряжения) командных рюкзаках. Распределение веса по рюкзакам - произвольное.
2.4.3   Способ транспортировки рюкзаков с контрольным грузом оговаривается в Условиях.
2.4.4   Открывать рюкзак с контрольным грузом, а также оставлять его (равно как и рюкзак со снаряжением) незастрахованным на дистанции не допускается (за исключением оговоренных Условиями участков дистанции).
2.5   При нарушении п.п. 2.3.3-2.3.7 и 2.4.2-2.4.4 команда предупреждается о необходимости исправить ошибку, а при отказе от исправления - снимается с дистанции.
 

3    Условия прохождения дистанции

Общие положения
3.1  Команда (связка, участник), готовая для прохождения дистанции, должна явиться к судье при участниках сразу после старта предыдущей команды. На проверку снаряжения и подготовку к старту предоставляется  определенное время, зависящее от занятости дистанции, и затем команда вызывается в стартовую зону. По истечению 5 минут после вызова в стартовую зону дается старт независимо от степени готовности участников. Увеличить это время свыше 5 минут может только главный судья соревнований или его заместитель на дистанции (по виду).
3.2  Участник, находящийся на дистанции, должен иметь командную страховку или находиться на самостраховке, за исключением участков, оговоренных Условиями дистанции.
3.3  Началом движения участника на этапе является снятие его с самостраховки или (при движении из зоны, где по Условиям он может находится без самостраховки) пересечение условной (╚с земли╩) или нанесенной на рельеф линии, обозначающей границы этапа.
3.4  Посещением пункта (контрольного, страховочного и др.) является касание участником перил самостраховки или точки страховки (петли) на данном пункте.
3.5 Пункт считается пропущенным после прощелкивания страховочной веревки в карабин на следующем пункте.
3.6 Прохождением  контрольного груза через пункт считается  посещение пункта (п. 3.4) участником, несущим груз или
 касание груза участником, находящимся на этом пункте.
 

4      Разъяснения таблицы штрафов

4.1. Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, то на участника налагается штраф за каждое из них.
4.2. При прохождении дистанции командой судьи по технике фиксируют ошибки, отмечают нарушения в судейских  карточках и указывают на них участникам, а если данная ошибка непосредственно ведет к нарушению безопасности, требуют ее устранения, вплоть до остановки участника или команды. Например: участник предпринял попытку выхода на маршрут без верхней страховки. Судья обязан остановить его и потребовать обеспечения страховки. За невыполнение требований судьи команда может быть снята с дистанции.
4.3. Следить за правильным положением судейской страховки обязаны сами участники.
Прикрепление судейской страховки к участнику и снятие ее выполняется под контролем судьи. Если участник предпринял  попытку начала движения без судейской страховки, судья обязан остановить его, потребовать прикрепления к судейской страховке и проконтролировать его (визуально). При этом никаким штрафом команда не наказывается.
4.4 Нарушения, наказываемые штрафом ╚снятие╩, должны фиксироваться не менее чем двумя  судьями.
Решение о снятии команды с дистанции принимает главный судья соревнований или заместитель главного судьи на дистанции (по виду).
4.5. Если допущенные участниками соревнований нарушения не оговорены Правилами, Положением,  Условиями или настоящими методическими рекомендациями, то они должны оцениваться с точки зрения действующих правил техники движения и страховки в альпинизме и горном туризме.
4.6. По Условиям проведения соревнований, прохождения дистанции, таблицам штрафов и другим вопросам судейства официальными являются разъяснения главного судьи соревнований, а на дистанциях √ его заместителей.
 

 5         Техника

5.1 Срыв  верхнего участника с повисанием на судейской страховке √ снятие.
          Нарушением считается полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельефе)  с прекращением падения благодаря срабатыванию судейской страховки.
          Верхним является участник, обеспеченный нижней командной страховкой, т.е. когда верхний пункт, в карабин которого заложена веревка командной страховки, находится  ниже ног страхуемого. При траверсе участник, обеспеченный односторонней командной страховкой считается верхним, а обеспеченный  двусторонней командной или односторонней страховкой и командными перилами, считается нижним.
          Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховка и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, вопрос решается в пользу команды.
5.2  Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции √ снятие.
          Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функции.
          Нарушением считается:
           -  конец страховочной веревки отстегнулся на маршруте от страховочной системы участника, самостраховка отсутствует и страховку нельзя восстановить самостоятельно без нарушения Правил соревнований  или Условий;
          -  участник ушел на такое расстояние в сторону (╚маятник╩), что страховочная веревка перестала выполнять функцию страховки. Штраф налагается, если после третьего предупреждения участник не принимает мер к устранению маятника.
 5.3  Использование опоры за ограничением √ 10 баллов.
         Нарушением считается  нагружение конечностью, или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Штраф налагается за каждое разовое нагружение опоры и суммируется в пределах этапа.
         Не является нарушением:
-  касание неплотно прилегающего к рельефу ограничительного материала;
-  перенос конечностей или тела по воздуху над ограничительными линиями или над зоной ограничения;
          -  касание ограничительных  линий или рельефа  за ограничением свободными частями одежды или висящим на участнике  снаряжением, контрольным грузом и т.д.
        Условиями на дистанции может быть оговорена дополнительная регламентация судейства данного пункта, например:
╚Ограничения действуют только для первых  участников на маршрутах╩ или ╚ Транспортировка контрольного груза в створе ограничений╩ и др.
5.4 Выход за ограничение √ снятие
         Нарушением считается полный выход (всеми точками опоры) участника за ограничения, т.е. прекращение его контакта с дистанцией.
5.5  Использование судейской страховки как точки опоры для передвижения √ 10 баллов.
Нарушением считается каждое однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование ее доля поддержания равновесия.
При навесной переправе нарушением считается нагружение судейской страховки самостраховкой участника.
5.6  Прекращение страховки √ 5 баллов.
Нарушением считается временное отсутствие у участника страховки или самостраховки; страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без нарушений Правил соревнований или Условий.
Нарушением считается:
1.  Прекращение страховки страхующим:
-  выпуск веревки из рук;
-  неправильная смена страхующего.
2.  Потеря страховки страхуемым:
-  начало движения без командной страховки;
-  спуск последнего без схватывающего узла при отсутствии верхней командной страховки;
- неправильная замена страховочной веревки.

3.  Неправильный переход от страховки и самостраховки:
-  снятие с самостраховки без командной страховки;
-  прекращение командной страховки при отсутствии самостраховки.
       4.  Неправильная перестежка на перилах (при отсутствии командной страховки) √ отстегивание  от одного участка перил до пристегивания к другому.
        5.  Недопустимо большой маятник. Штраф выставляется, если после повторного предупреждения участник не принимает мер к уменьшению маятника.
5.7 Неправильная страховка √ 3 балла.
           Страховка, которая не может обеспечивать удержание  страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего.
            Штраф дается один раз за неправильно выполненный прием в пределах участка маршрута на каждого участника.
           Нарушением считается:

1.  Неправильные действия страхующего;
-  страховка одной рукой (т.е. другой рукой страхующий выполняет действия, не относящиеся к  страховке, √ например, распутывает веревки, снимает, передает или поправляет снаряжение и т.д.). Если веревка сдвоена, то нарушение отсутствует;
-   не закреплен конец страховочной веревки;
-  страховка без рукавиц;
-  касание руками карабина, через который осуществляется страховка;
-  малый угол охвата карабина страховочной веревкой √ менее 90%;
2.  Неправильные действия страхуемого:
-  большое провисание страховочной веревки √ ниже ступней страхуемого при верхней страховке;
-  выход на большой маятник. Штраф выставляется, если  после предупреждения судьи участник не принимает мер к уменьшению маятника.
3.  Неправильное расположение страхующего относительно страхуемого:
-  под движущимся участником;
-  под перемещаемым грузом;
-  в зоне перемещения страховочной веревки при срыве страхуемого;
-  перетирание страховочных (самостраховочных) веревок.
4.  Неправильное завязывание узла в элементах страховки или самостраховки.
5.  Неправильное движение по перилам (при отсутствии командной страховки) √ нахождение более одного участника на одном локальном участке одинарных перил. ?
6.  При переправе вброд не учтено направление течения.
5.8   Неправильный спуск по веревке √ 2 балла.
Нарушением считается:
-  спуск по веревке без узла на конце;
-  потеря устойчивости при спуске,  т.е. касание рельефа и площадки приземления любой частью тела или конечности, кроме ступней или кистей;
-  выпуск веревки регулирующей рукой (если при этом спускающийся закрепил спусковую веревку - например сдвоил)или страхующий закрепил командную страховку, то нарушение отсутствует.
-  спуск без рукавиц при способе ╚карабин плечо╩.
5.9 Пропуск пункта промежуточной страховки √ 5 баллов.
Пункт промежуточной страховки (для участника, идущего с нижней командной страховкой) считается пропущенным после закладывания страховочной веревки в карабин следующего пункта.
            Нарушением считается:
-  страховочная веревка не прощелкнута в пункт промежуточной страховки или отстегнулась от него до постановки участника на самостраховку;
-  забитый командный крюк (закладной элемент) вырвался в пункте промежуточной страховки во время прохождении верхнего участника этапа до его постановки на самостраховку;
-  превышено расстояние между самостоятельно организуемыми пунктами промежуточной страховки, оговоренное Условиями на дистанции.
5.10 Потеря контрольного груза, основной веревки и прочего снаряжения.
Потерянным считается снаряжение (контрольный груз), если оно оставлено на дистанции после финиша команды, утеряно или преднамеренно сброшено.
Не является нарушением, если снаряжение (контрольный груз), оставленное или утерянное в пределах дистанции одним участником, доставит к финишу другой.
Пришедшее в негодность (сломался молоток, лесенка или порвалась веревка) но не оставленное на дистанции после финиша команды снаряжение не считается потерянным.
5.10.1  Потеря контрольного груза √ снятие.
Нарушением считается, когда груз оставлен на дистанции или упал и команда не в состоянии вернуть его без нарушения Правил, Условий соревнований или обеспечения безопасности. К нарушению относится также повреждение упаковки контрольного груза, повлекшее за собой утерю его части.
5.10.2  Потеря основной веревки √ 10 баллов.
Все веревки соответствующие требованиям п.2.3.1 и длиной не менее 5 метров (независимо от назначения) при потере считаются основными.
          Нарушением также считается сбрасывание основной веревки, не закрепленной хотя бы одним концом.
5.10.3  Потеря прочего снаряжения √ 1 балл.
Штраф налагается за каждую оставленную или утерянную единицу снаряжения. Если группа предметов жестко сблокирована в единую систему (например, оттяжка с жестко прикрепленными к ней карабинами) то при утере она считается за один предмет.
         Потеря личных вещей участников (часы, очки, шапочка и т.д.) не штрафуется.
5.11  Не завинчена муфта карабина √ 1 балл.
Муфта карабина считается не завинченной, если при нажатии на защелку карабин открывается.
Нарушением считается, если муфта карабина, используемого в элементах страховки или самостраховки,  не завинчена или развинтилась в процессе выступления команды.
Разрешается использовать карабины с не завинченной муфтой при транспортировке вспомогательного снаряжения, контрольного груза и работе с ним, для создания искусственных точек опоры (лесенки, петли), на спусковом личном карабине и т.д.
5.12. Не выбит командный крюк √ 5 баллов.
Нарушением считается оставление на дистанции после финиша команды забитого командного крюка или закладного элемента (независимо от того использовались ли они в качестве промежуточных пунктов страховки или как точки опоры).
Штраф налагается за каждый оставленный на дистанции крюк.
Если крюк или закладной элемент выпал, но не подобран командой и остался на дистанции после финиша команды, это оценивается как потеря единицы снаряжения.
5.13 Снос участника течением √ 10 баллов.
При переправе вброд участник  сбит течением и повис на командной страховке.
Если участник не может самостоятельно или с помощью команды выбраться на берег, а дальнейшее его пребывание в воде небезопасно, то судьи оказывают экстренную помощь сбитому течением участнику, а команда снимается с дистанции за техническую неподготовленность.
5.14 Намокание участника на навесной переправе √ 10 баллов.
Касание воды или провисание ниже условного уровня воды.
5.15  Неправильное выполнение элемента технического приема √ 5 баллов.
Под ╚техническим приемом╩ понимается специально оговоренные в Условиях на дистанции приемы транспортировки ╚пострадавшего╩, ╚маятник╩, переправы:
-  подъем ╚пострадавшего╩ с сопровождающим;
-  спуск ╚пострадавшего╩ с сопровождающим;
-  наращивание веревок при спуске ╚пострадавшего╩ с сопровождающим;
-  подъем из трещины или вылезание из трещины по веревке;
-  осуществление противомаятниковых мероприятий при косых подъемах и спусках;
-  маятниковые переправы, переводы или переходы;
-  различные виды переправ;
-  и т.д.
Нарушением считается:
-  провис транспортировочных веревок при подъеме или спуске ╚пострадавшего╩ с сопровождающим ниже ног сопровождающего;
-  неодинаковое натяжение ветвей транспортировочных веревок (провис одной из ветвей);
-  нарушение в системе крепления ╚пострадавшего╩ с сопровождающим к транспортировочным веревкам, которое приводит к неправильному расположению ╚пострадавшего╩ и сопровождающего относительно друг друга;
-  перенос нагрузки при транспортировке на грудную обвязку ╚пострадавшего╩ или сопровождающего;
-  сдвоенные веревки выше точки крепления ╚пострадавшего╩ и сопровождающего не связаны общим узлом или узел находится вне зоны контроля сопровождающего;
-  фиксирующий схватывающий узел на двойных транспортировочных веревках связан из одинарного репшнура;
-  фиксирующее устройство из репшнура при транспортировке ╚пострадавшего╩ закреплено непосредственно на карабине, входящем в систему полиспаста или тормоза;
-  неправильно расположены муфты карабинов в тормозной системе (возможно развинчивание их веревкой);
    -  не завинчена муфта карабина в системе тормоза или полиспаста при транспортировке ╚пострадавшего╩;
  -  концы транспортировочных веревок при подъеме или спуске ╚пострадавшего╩ не закреплены на рельефе или на участнике;
  -  крепление карабинного тормоза непосредственно к грузовой петле без промежуточного карабина.
5.16  Неправильные действия сопровождающего или регулирующих спуск (подъем) ╚пострадавшего╩ -
- 5 баллов.
Нарушением считается:
-  регулирующие спуск (подъем) ╚пострадавшего╩ допускают резкое протравливание или выбор транспортировочных веревок (рывки);
-  неаккуратное обращение с ╚пострадавшим╩ - сопровождающий не предохраняет ╚пострадавшего╩ от ударов о рельеф и т.д.
5.17  Пострадавший оказывает помощь - 3 балла.
Нарушением считается если ╚пострадавший╩ производит действия во время подготовки к транспортировке или во время движения.  При этом характер ╚травмы╩ должен быть оговорен в Условиях на дистанции. Например, если оговорены ╚травмы╩ ног, то команда наказывается по данному пункту, если ╚пострадавший╩ касается ногами рельефа во время транспортировки; работа пострадавшего руками при этом не штрафуется. В случае, когда задана ╚травма╩ рук - штрафуется работа ╚пострадавшего╩ руками. Допускается ╚пострадавшему╩ поправлять личные вещи  - каску, очки, воротник, рукавицы и т.д., а также защищать лицо от соприкосновения с рельефом, снаряжением и т.п.
 

e-mail:  gvandra@chat.ru



© 1999 Петроградский клуб туристов